Год назад я и представить такое не мог, однакож вот, свершилось!
Информация по маршруту, а именно по переправе на полуостров, весьма противоречива. По сути я отправлялся на свой страх и риск, но уж очень хотелось самому там побывать. Посмотреть что за люди, что за местность и вообще чем там живут и дышат.
Свои наблюдения я выкладываю прежде всего для тех, кто решил пройти аналогичным маршрутом.
Как добраться в Крым? Выбор маршрута.
![Image](https://s61.radikal.ru/i171/1405/f1/a1290684d0f3.jpg)
С 1 мая, весь грузовой транспорт перенаправили из порта "Кавказ" на морской порт Новороссийск.
Для организации погрузки на морской паром, арендована площадка в Новороссийске. Там происходит учет и накопление грузового автотранспорта на ближайшее судно. Там же производится оплата проезда.
Всего я насчитал три маршрута, по которым можно переправиться на полуостров.
![Image](https://s020.radikal.ru/i718/1405/60/54e1df689e75.jpg)
1 - Паром "Посейдон Экспресс". Берет за раз сто и более грузовых машин. Очень длинный и долгий путь. Долгая погрузка. Ходит раз в три дня. Отправлени е из Новороссийска. Прибытие в Феодосию.
2 - Паром порт Керч - порт Кавказ. Коммерческий. Берет грузовой транспорт при отсутствии ЖД вагонов. Дорого. К тарифу плюсуется длина и вес. За раз берёт до 25 больших машин. Обычно это опасники туда и порожняк оттуда.
3 - Паром порт Керч - порт Кавказ. Легкие паромы. Ходят каждые пол часа. Берут только жоповозников и автобусы. Грузовой транспорт только по спецпредписанию. При мне пропустили машину с оборудованием для РосПогранСлужбы.
Два последних варианта для простых смертных не прокатывают. На подходах к портам сотрудники ДПС разворачивают грузовой транспорт обратно.
![Image](https://s002.radikal.ru/i199/1405/10/4e412d501531.jpg)
Подход к порту Кавказ
![Image](https://s018.radikal.ru/i515/1405/84/ccf4bfc1e88b.jpg)
Подход к порту Керч, здесь также пропускают только мелккомобили, автобусы и спецгрузы.
Поскольку груз мой самый обычный и никаких привилегий для него не предусматривается мне остаётся только одно - двигаться для погрузки на паром Посейдон Экспресс.
[media=640,360]httpss://www.youtube.com/watch?v=BGSmuhHbBow[/media]
Паром "Посейдон Экспресс"
Паром курсирует между портом Новороссийска и Феодосии.
![Image](https://s020.radikal.ru/i716/1405/5d/1c8e107f36f4.jpg)
Новороссийск. Подход к городу со стороны Крымска.
С непривычки легко запутаться и проскочить нужный перекрёсток. В условиях плотного городского движения, на фуре сложно будет развернуться. Коллеги по рации подсказали где нужно повернуть. Однако можно связаться с диспетчером на площадке. Их рация включена на 20 канале.
Найти стоянку не сложно.
![Image](https://s58.radikal.ru/i160/1405/4e/000018e50007.jpg)
Первый ориентир это поворот на Гайдук.
На следующем светофоре на Лево.
А вот и следующий светофор
![Image](https://i019.radikal.ru/1405/76/cad250407eba.jpg)
Хороший ориентир автоцентр NISSAN и указатель на ул. Промышленная. Площадка там.
![Image](https://i020.radikal.ru/1405/7d/4b78502bdccd.jpg)
Организаторы переправы обещают установить на этом перекрёстке большой банер, чтоб наша братия видела нужный поворот за версту и не пролетала мимо. Но пока его здесь нет.
Пройдя пару сотен метров по Промышленной, встречаем банер "На паром"
![Image](https://s006.radikal.ru/i215/1405/63/1c787d2cca72.jpg)
![Image](https://s019.radikal.ru/i642/1405/18/0012ed2f12fd.jpg)
Дальше всё просто.
Площадка-накопитель грузового автотранпорта.
На момент моего прибытия, площадка была полностью заполнена. Скопилось около 200 автомобилей разного тоннажа и габаритов. Как раз в это время паром находился в порту Новороссийска. Там уже началась разгрузка транспорта прибывшего из Феодосии.
![Image](https://s45.radikal.ru/i109/1405/9e/e12bd1007093.jpg)
К вечеру ожидалась отправка основной массы ожидающих. Многие простояли на площадке по несколько суток в ожидании своей очереди.
![Image](https://i053.radikal.ru/1405/09/a0abb7c58d19.jpg)
Это Турки. Уединились и в тихаря что-то хомячут...
![подмигивающий ;-)](./images/smilies/adi.gif)
Вновь прибывшие регистрируются, сначала на въезде на площадку. Охрана ведёт строгий учет въезда/выезда А/Т
![Image](https://s020.radikal.ru/i717/1405/91/13fd2e113e5e.jpg)
Зарегистрировав свой автомобиль, паркуемся и идём на регистрацию к диспетчеру.
![Image](https://s018.radikal.ru/i515/1405/3d/2bbd7b226f96.jpg)
Временем и датой прибытия и регистрации, считается время и дата в журнале охраны на въезде.
Внимание! Это важно!
Покидая площадку, машина выбывает из списка регистрации!
Вернувшись обратно, водитель оказывается в конце списка со всеми вытекающими проблемами.
Нужно отдать должное уважение работникам, руководству и организаторам стоянки, за порядочность и принципиальность. Вся информация относительно очереди и даты отправки на паром публикуется на стенде.
![Image](https://s019.radikal.ru/i631/1405/b4/3dc81abc385b.jpg)
Попытки хитрожопых личностей обойти очередь немедленно пресекаются.
![Image](https://s018.radikal.ru/i518/1405/bc/23439ff37b09.jpg)
Каждый может подойти и лично удостовериться, кто за кем и когда отправляется на причал.
Конечно есть и "Литерные".
Многие грузы идут без очереди. Основная их масса переправляется через порт Кавказ. Есть и идущие через Новорос. Для этого в списках предусматривается бронь на несколько человек. Если бронь не использована, то свободные места передаются первым из числа идущих на следующий паром.
![Image](https://s57.radikal.ru/i158/1405/be/fc4924fd5f14.jpg)
Воспользоваться бронью может далеко не каждый. Не важно какой чин или уровень распальцовки. Чтобы отправиться ближайшим рейсом нужно распоряжение откуда-то сверху. Я попытался узнать насколько высок этот уровень, но...
![извините *PARDON*](./images/smilies/bk.gif)
Короче, мне не сказали
![смущён :-[](./images/smilies/ah.gif)
Тем временем напряжение на площадке постепенно нарастало.
Кто-то заставляет себя подремать, кто-то заводит, качает воздух, другие просто маются на жаре в ожидании отправки.
![Image](https://i052.radikal.ru/1405/38/aeb37862e4f1.jpg)
![Image](https://i062.radikal.ru/1405/cd/cc4cc3b9e577.jpg)
Наконец по рации объявили о начале отправки.
Дело в том, что на площадке организовано информирование водителей по рации.
В 20 канале
диспетчер делает объявления и любой желающий может быть в курсе последних событий.
Это очень удобно, поскольку избавляет от необходимости постоянно бегать через всю площадку и доставать своей назойливостью диспетчеров.
Довольно прикольно слышать, когда одновременно из всех кабин, эхом разносится очередное объявление.
Отправка на пристань.
Оживший от благой вести шоферской люд, высыпал к диспетчерской. Началась отправка.
Фишка в том, что всех по списку отправлять нельзя. Огромный паром загружают ориентируясь на фактическую массу машин. В начале отправляют самых тяжёлых.
Хомяки, металовозы, гружёные самосвалы уезжают в порт первыми.
![Image](https://s020.radikal.ru/i721/1405/57/1fb38e8696aa.jpg)
Отправкой командует диспетчер.
![Image](https://i047.radikal.ru/1405/a2/b9a9645ebed3.jpg)
Затем отправляются более маленькие или лёгкие автомашины. Одиночки, малотоннажники и т.п машинки стараются отправлять в середине и в конце погрузки. На пароме ими будет легко затыкать свободные ниши между неповоротливыми фурами.
Стемнело.
![Image](https://i031.radikal.ru/1405/49/6b8b2dfd0fb5.jpg)
Пплощадка освободилась. Остались те, кто не попал в списки этого рейса и вынужден ещё два дня дожидаться своей очереди.
Отправка на паром и погрузка довольно муторное дело и может занимать до 6-8 часов.
Этот паром приняв всех страждущих, отправился около 4 утра.
День второй.
Утром я обнаружил, что стоянка здорово разгрузилась от машин.
Воспользовавшись моментом, пока свободно, я отцепил порожний прицеп.
![Image](https://s43.radikal.ru/i101/1405/c0/05353779c263.jpg)
Нет смысла таскать его за собой по паромам. В последствии я не раз убедился в правильности решения. Для сцепки типа "Паровоз" паром противопоказан. Но об этом чуть позже.
Итак ждём... Убиваем время кто как может. Часть ребят побросав машины отправились в Новороссийск. Так сказать на экскурсию.
Я заинтересовался, что везут в Крым? Прошелся по стоянке, посмотрел.
![Image](https://s019.radikal.ru/i608/1405/07/a449faa70219.jpg)
Везут как и полагается ВСЁ!
![Image](https://s012.radikal.ru/i319/1405/fb/785a4927b708.jpg)
От мотоциклов, до бульдозеров, и от стеклопакетов до кирпичей. Всё что раньше ехало через Перекоп из Украины, теперь едет на пароме из России.
![Image](https://s020.radikal.ru/i719/1405/bf/458880186b01.jpg)
Шатаясь по площадке, обнаружил интересную для меня деталь.
Крымчане, чтобы идентифицировать себя как Россиян, наклеивают на номера или рядом с ними Российский триколор.
![Image](https://s51.radikal.ru/i131/1405/d6/5b8b6468b0bd.jpg)
![Image](https://i019.radikal.ru/1405/16/516316820258.jpg)
Крымские Татары клеят трезуб на голубом фоне
![Image](https://s020.radikal.ru/i719/1405/c1/8f5d8cc0ed17.jpg)
Есть ещё Российские номера с 777 регионом, но их не много. Пока номерные знаки почти никто не менял и все ездят на Украинских номерах.
Так болтаясь по стоянке и переходя от одной весёлой компании к другой, я скоротал почти весь день.
![Image](https://s018.radikal.ru/i510/1405/66/4f21316cf8a4.jpg)
Мужики как водиться пьют пиво, травят пахабные анекдоты
![яяхуу *YAHOO*](./images/smilies/bp.gif)
![Image](https://s43.radikal.ru/i101/1405/25/8028a5085ef5.jpg)
Или просто рассказывают байки и весёлые шоферские истории.
Ближе к вечеру стоянка стала активно заполнятся машинами.
![Image](https://s43.radikal.ru/i101/1405/60/c46d3954c527.jpg)
Транспорт прибывал и прибывал.
![Image](https://i062.radikal.ru/1405/7c/9adcd1724064.jpg)
Вскоре диспетчер стал наводить порядок "распихивая" запаркованных, наводя ровные ряды из машин.
Так прошел второй день ожидания отправки на паром.
Пару слов об организации стоянки.
Стоянка-накопитель огорожена по периметру. Система видеонаблюдения и охраны. Периодически приезжают сотрудники охранного предприятия.
Проходят по территории, между машинами. Следят за порядком.
![Image](https://s57.radikal.ru/i156/1405/02/a092ceb2f9bb.jpg)
На стоянке есть кафе, туалеты, душ. Для полноценного обеспечения водой пробурена скважина.
Площадка чистая. Сотрудники следят за порядком.
За постой взимается плата 200р в сутки.
Неподалёку от стоянки есть продуктовый магазин и рабочая столовая.
![Image](https://s019.radikal.ru/i609/1405/68/6bd17360abe1.jpg)
День третий, день отправки в Крым.
Третий день наверно самый тяжелый. Вернее самый нудный. Как говориться хуже нет, чем ждать и догонять.
В середине дня диспетчер объявил по рации о прибытии парома в Новороссийский порт. Народ потянулся оплачивать проезд и стоянку.
![Image](https://s020.radikal.ru/i717/1405/07/d9ab9cb26c0e.jpg)
Прокатится на пароме стоит 11500р.
![Image](https://s006.radikal.ru/i213/1405/e2/630198d219b1.jpg)
Есть один нюанс, билет продают не на машину, а на человека.
Не важно какой у твоей машины вес или габарит, важно сколько людей погрузятся на паром. Всего 100 мест для пассажиров. Поэтому лишних брать не выгодно.
Наверно это не логично и не правильно. Не может стоимость быть одной для всех, но пока так.
Сотрудники стоянки убеждают, что пока всё работает в режиме отладки и накопления опыта.
В ближайшем будущем будут ходить два и более морских паромов. Тогда цену и правила оплаты поменяют. А пока так.
К семи часам вечера (ну наконец-то!), объявили о начале отправки. Первыми поползли перегрузы и тяжеловесы.
Уже стемнело, когда объявили мой номер. В компании ещё с несколькими машинами, я отправился в порт.
На причале.
Порт штука завораживающая. Не покидает ощущение сопричастности к некоему таинству. Всё другое, не обычные пейзажи из кранов и огромных кораблей. Пройдя ряд контрольных пунктов добрались до причала.
![Image](https://i062.radikal.ru/1405/7a/2a4e9da55c0a.jpg)
Огромное судно поглощает десятки груженых фур.
![Image](https://s006.radikal.ru/i213/1405/45/bd0536eb6dad.jpg)
Не сразу приходит понимание того, что эта штука есть судно.
![Image](https://i024.radikal.ru/1405/10/d55228adda7b.jpg)
Машины въезжают на палубу по гигантской апарели, затем их распределяют по палубам (их три).
![Image](https://s019.radikal.ru/i616/1405/ec/4d8d3d592dca.jpg)
Мощные гидравлические лифты поднимают машины на нужный уровень.
![Image](https://s019.radikal.ru/i624/1405/79/a61df9769cd5.jpg)
![Image](https://i024.radikal.ru/1405/43/575766ca9e50.jpg)
С верхней палубы люди на причале кажутся муравьями лениво копошащимися между машинами.
![Image](https://i069.radikal.ru/1405/93/8c66b3e93771.jpg)
Погрузка тянется очень долго. Счастливчики оказавшиеся в первых десятках и разместившие свою технику на палубе, отправляются обустраиваться в каютах.
![Image](https://s006.radikal.ru/i215/1405/ac/59ca920db05d.jpg)
С непривычки легко заплутать среди коридоров, лестниц и палуб.
![Image](https://s020.radikal.ru/i707/1405/a8/b817479ce81a.jpg)
Меня поселили в четырёхместной каюте вместе с весёлой компанией из Башкирии
![Боже, как я рад тебя видеть *HII*](./images/smilies/bq.gif)
![Image](https://s020.radikal.ru/i720/1405/15/fdd7b0bd0c43.jpg)
Угомонились мы только в 4 утра так и не дождавшись отплытия.
![по пивку *DRINK*](./images/smilies/az.gif)
Вроде кто-то говорил, что отчалили мы в шесть утра, но я не помню... Я уже спал
![смущён :-[](./images/smilies/ah.gif)
Разбудило нас объявление по громкой связи. Нас приглашали на завтрак.
Подхватившись с коек, голодный народ ломанулся в ресторан. Правда завтрак оказался довольно скромным.
Нарезанный сыр, колбаса и белый хлеб. Чай в бумажных стаканчиках, да по яйцу сваренному в крутую. Вот и весь завтрак. Последним как всегда не хватило ни того ни другого. В какой то момент даже запахло ссорой между уже сытыми и ещё голодными. Положение спас повар выставив пребережёные явно для такого случая подносы со снедью.
![Image](https://s006.radikal.ru/i214/1405/47/0ca4776ac220.jpg)
Короче мяса тиграм явно не додают, поэтому лучше иметь в достатке свои собственные харчи.
![Image](https://i069.radikal.ru/1405/07/7750557d51a1.jpg)
Паром "Посейдон Экспресс" построен в Германии и арендован для нас вроде как в Турции.
![Image](https://s019.radikal.ru/i638/1405/9c/aad11d1a5594.jpg)
Экспрес это явно преувеличение.
Эта калоша, как показал мой навигатор плелась 12 часов к ряду со скоростью 20 км/ч вдоль берега.
Погодка выдалась отличная и весь праздный народ коротал время в шезлонгах или слоняясь по палубам. Кто-то гонял настольный футбол, другие смотрели по телеку подборку старых фильмов.
![Image](https://i011.radikal.ru/1405/99/e57e6daa47c9.jpg)
![Image](https://i074.radikal.ru/1405/e9/2930b30d88f2.jpg)
![Image](https://s019.radikal.ru/i605/1405/98/fd4f63867951.jpg)
![Image](https://s018.radikal.ru/i510/1405/45/cec9634e179e.jpg)
![Image](https://s43.radikal.ru/i101/1405/21/32a9c1c67788.jpg)
Вечером мы наконец-то подошли к берегу.
![Image](https://s020.radikal.ru/i705/1405/86/ab9f4b5f667d.jpg)
Земля обетованная! К этому моменту мы ползли 12 часов и ждали три дня.
Берег все ближе. На склонах видны жилые постройки, старинные крепостные стены, пляжи и ещё много всего интересного.
![Image](https://i058.radikal.ru/1405/de/d7fed4538dc1.jpg)
Подошел буксир.
Народ в нетерпеливом ожидании собрался у поручней поглазеть за процедурой швартовки.
![Image](https://s020.radikal.ru/i717/1405/5d/fc57907339d2.jpg)
![Image](https://s005.radikal.ru/i212/1405/4e/218771bed00d.jpg)
Тем временем на причале уже стояло около сотни машин ожидающих отправки в Новороссийск.
![Image](https://s019.radikal.ru/i639/1405/4c/6730675249e9.jpg)
![Image](https://i022.radikal.ru/1405/77/d010257aac12.jpg)
Возня со швартовкой тянулась около часа. На причал опустили апарель. Пришли погранцы и долго сверяли какие-то бумаги. Лишь через два часа начали пятится первые машины.
![Image](https://i056.radikal.ru/1405/19/bcd260fc76e7.jpg)
Из-за перепада высот, у прицепов полностью вывешиваются то первая, то третья оси. Подвеска испытывает большие перегрузки. Это нужно учитывать заранее. Такие перепады противопоказаны сцепкам "паровозам".
![Image](https://s020.radikal.ru/i717/1405/60/8be982fb0867.jpg)
При малой дистанции между фургоном и машиной они неминуемо сомкнутся по угловым точкам.
Разгрузка в Феодосии длилась как и положено, несколько часов. На причале формировали колонны из десятка - двух машин и гайцы проводили до объездной прямо по центральным улицам города.
Через пять часов, я таки выбрался из Феодосии и взял курс на Симферополь.
![Image](https://s018.radikal.ru/i508/1405/d3/72a59fcc7069.jpg)
Итого:
Простой в ожидании парома 2,5 суток
Погрузка на паром, ход и разгрузка 1 сутки
Стоимость парома 11500р + стоянка 2 дня
Итого: 11900р
(Цена на паром может измениться. Уточняйте в диспетчерской)
Обратно
Обратный путь оказался ещё ужаснее.
![Image](https://i062.radikal.ru/1405/01/1e890249daee.jpg)
Прибыв на площадку сбора транспорта, я обнаружил, что ждать мне предстоит без малого неделю!
![Image](https://s006.radikal.ru/i214/1405/ed/2f7cc18d5152.jpg)
Моя запись 156-я. Это означает, что записалось уже 156 водителей помимо тех 100, которые уже оформлены и отправляются ближайшим рейсом.
Итого на площадке в Феодосии на тот момент, скопилось более 250 машин для отправки в Новороссийск.
![Image](https://i022.radikal.ru/1405/d5/3c47821f31aa.jpg)
Таким образом, прибыв на площадку ожидания в воскресение, мой предпологаемый выезд на паром, должен состоятся не ранее чем в четверг вечером. Затем погрузка, ход, разгрузка... в Пятницу я в Новороссе.
Рабочая неделя на преодоление пары сотен км это круто! Больше всего страдают рефы стоящие на жаре с постоянно работающими установками.
![Image](https://s019.radikal.ru/i618/1405/1e/034914799f05.jpg)
Площадка в Феодосии гораздо больше по площади нежели в Новороссийске. Полностью занята ожидающим транспортом. Никак не оборудована. Нет воды, нет туалетов и душа. Нет кафе.
Никем не охраняется. Никто не следит за порядком. Пьяные люди шатаются между машинами.
Положение немного облегчают местные таксисты. За 150р тебя отвезут в Феодосию в город до магазина, подождут и привезут обратно. Либо за те же деньги отвезут в душ и обратно.
Мои выводы:
С коммерческой точки зрения, рейс абсолютно бестолковый. Огромная затратная часть на паром и потери времени на ожидание. Дикие условия на площадке в Феодосии. Все эти факторы следует знать и учитывать при определении стоимости перевозки.
Обнадёживает лишь то, что руководство переправы знает обо всех приведённых выше проблемах и работает над их устранением. Ведутся переговоры по организации для водителей, нормальных бытовых условий в Феодосии, планируется уже в ближайшее время ввод в эксплуатацию ещё одного парома. Но это все в будущем, а пока...
Пока путь в Крым долог и труден...
![Солнышко *sun*](./images/smilies/sun.gif)